Республика Северная Осетия — Алания
Те, кто бывал в горах Северной Осетии, наверняка видели эти удивительные сооружения, установленные в самых красивых местах республики. Меч, вонзенный в валун в долине Мидаграбинских водопадов, зеркальный барс, притаившийся в Кадаргаванском каньоне, гигантская буква Ӕ, возле которой останавливается каждая машина, направляющаяся в Даргавс. Все эти удивительные арт-объекты создала в 2020 году творческая группа «Мах конд» («Нами сделано» – осет.) по заказу Комитета по туризму республики в рамках Программы по благоустройству туристических маршрутов. Каждый объект связан с нартским эпосом, историей и культурой осетин и является своего рода символом Осетии. По мнению местных жителей и отзывам туристов, проект получился весьма удачным, а многие соседи говорят, что хотели бы видеть нечто подобное и в своих регионах.
Фото: Яндекс. Карты
Три огромные (высотой в три человеческих роста) стрелы возвышаются на пригорке возле селения Мацута, недалеко от въезда в национальный парк «Алания», и отлично видны с дороги, ведущей в Дигорское ущелье. Лук и стрелы были любимым оружием нартов – с ними они шли на охоту и сражались с врагами. Но знающим нартский эпос сразу ясно, что эти стрелы – отсылка к истории про то, как нарт Сослан убил великана Бызгуана. В этих стрелах была заключена душа, смелость и сила великана, и сила эта перешла затем к Сослану.
Селение Мацута выбрано для арт-объекта неслучайно: по преданию, именно в этих местах был похоронен легендарный нарт. Говорят, здесь нашли его склеп с останками неестественно крупных размеров. В окрестностях еще немало интересных памятников: древние менгиры, человеческие следы в камнях, по легенде оставленные Сосланом, камень, называемый его креслом.
Фото: Kuznetsoff.photo/Shutterstock/FOTODOM
Короткий обоюдоострый меч с сужающимся лезвием был оружием скифов, персов, саков. Железные мечи-акинаки применяли еще в VII веке до нашей эры, они упоминаются в античных текстах. Найденные в захоронениях клинки можно увидеть в коллекции «Скифская культура» в Национальном музее Северной Осетии во Владикавказе, в краеведческом музее Карачаево-Черкесии, в кисловодском музее «Крепость», в ингушском музее краеведения в Назрани. Но, несмотря на свою древность, экспонаты музеев не так впечатляют, как гигантский акинак, воткнутый в валун в долине водопадов.
Туристы, приезжающие посмотреть на знаменитые Мидаграбинские водопады, обязательно останавливаются у этого арт-объекта для фотосессии. Многие при этом вспоминают меч короля Артура, но можно вспомнить и Геродота, который описывал обычай древних скифов-воинов поклоняться мечу, воткнутому в землю, гору хвороста или в камень. Арт-объект выглядит как классический акинак – с бабочкообразным перекрестием и навершием в виде двух глядящих друг на друга барсов. Это все элементы скифо-сибирского звериного стиля. Особый эффект композиции придают скалистые горы ущелья и струя Большого Зейгеланского водопада.
Фото: Sergei Afanasev/Shutterstock/FOTODOM
Как сделать арт-объект красивым, эффектным и в то же время незаметным, как и положено переднеазиатскому леопарду, умеющему отлично маскироваться? Мастера из «Мах конд» решили эту задачу, сделав барса из кусков зеркала. Стекло отражает окружающее предметы, и увидеть фигуру зверя, приготовившегося к прыжку, непросто. И приблизиться – тоже: барс установлен на камне, зависшем над бурным потоком между скал в Кадаргаванском каньоне.
Это место называют «Тропой чудес», и здесь непременно останавливаются все экскурсионные группы, едущие в Дзивгис. Ради безопасности туристов тропу к барсу перегородили, полюбоваться им можно только издали.
Когда-то барсы были царями Кавказских гор, но к концу ХХ века их популяцию почти истребили. В России принята программа восстановления переднеазиатского леопарда, с 2016 года в дикую природу выпущено уже 15 животных, выращенных в специальном центре в Сочинском национальном парке.
Фото: pdeminhiker/Shutterstock/FOTODOM
Скульптура в виде национального музыкального инструмента установлена неподалеку от Галиатского водопада. История кишин фандыра насчитывает несколько веков. Под его аккомпанемент кадагганаги – певцы-сказители – рассказывали о подвигах нартов и аланских воинов.
По преданию, музыкант с фандыром участвовал в ночных бдениях у ложа покойного, наигрывая определенную мелодию и успокаивая музыкой душу усопшего, которая страшится дороги в потусторонний мир. Говорят, кишин фандыр мог предсказывать погоду – его звучание менялось перед ненастьем. А еще с помощью этого инструмента искали людей, погребенных под снежными лавинами в горах: музыкант шел над завалом, играл на фандыре и прислушивался. Там, где под снегом находился человек, тональность менялась.
Фото: Яндекс. Карты
Рога для питья в Осетии – не просто сувенир. Это ритуальный сосуд, с помощью которого испытывают мужчину во время застолья, поздравляют молодоженов на свадьбе, возносят молитву в святилище. Скамейка в виде рога, установленная в каньоне Ахсинта, была единственным из десяти арт-объектов, имевшим чисто утилитарное назначение. На ней можно было посидеть и отдохнуть. Но простояла она недолго. Спустя месяц скамейку случайно сломали рабочие, ремонтировавшие дорогу. В «Мах конд» говорят, что дорожная служба готова возместить ущерб. Будем надеяться, что арт-объект восстановят: в нем гармонично соединились традиция и современные тенденции городской архитектуры.
Фото: Linar Khalitov/Flickr
А этому рогу повезло больше. Гигантская конструкция подвешена на цепи прямо на скалу и притягивает взоры всех, кто едет в поселок Бурон. Выглядит как сувенирный бычий рог, инкрустированный металлом, – именно такие чаще всего вешают на стену в качестве сувенира-украшения. Но, возможно, это рог изобилия – символ богатства и благоденствия.
Фото: Nadezhda Tulatova/Shutterstock/FOTODOM
Коста Хетагуров – это осетинский Пушкин. Не только по значению его творчества для национального языка и культуры, но и по популярности. Его стихи разобраны на цитаты, его скульптура, установленная в центре Владикавказа, стала предметом бурной дискуссии среди горожан, его портрет можно встретить на выставке современного искусства и на футболках. А теперь – и в окрестностях водохранилища Зарамагской ГЭС. Это конструкция из металла, которая с определенного ракурса превращается в профиль великого поэта. Место для установки арт-объекта выбрано не случайно: Коста родился недалеко от Зарамага, в селении Нар. Особенно выигрышно портрет смотрится зимой – на фоне заснеженных гор.
Фото: Karasev Viktor/Shutterstock/FOTODOM
Многие кавказские языки основаны на кириллице, но, если в тексте встречается буква Ӕ, можно не сомневаться – это осетинский. В других алфавитах такой буквы нет. Это диграф латинских букв «А» и «Е», оставшийся еще со времен академика Андреаса Шегрена, в 1844 году создавшего «Осетинскую грамматику» и азбуку. С тех пор азбука несколько раз меняла свою графическую основу, но букву Ӕ не утратила. Это вторая буква в алфавите, читается как нечто среднее между «а» и «э» и может считаться символом осетинского языка.
У арт-объекта, установленного на смотровой площадке между Фиагдоном и Даргавсом – главными туристическими местами республики, – всегда много людей. Полюбовавшись прекрасными видами на горы, каждый непременно присядет, а то и приляжет на деревянные изгибы огромной буквы, чтобы сделать эффектное фото.
Фото: chekart/Shutterstock/FOTODOM
Тем, кто побывал в Городе мертвых, стоит проехать еще три километра по Даргавскому ущелью, чтобы увидеть Колесо Балсага – очередной символ из осетинской мифологии. В нартском эпосе это живое существо, которое погубило Сослана, перерезав ему колени. Так была отомщена дочь Солнца: дело в том, что он увидел ее купающуюся в море, девушка предложила ему себя, но нарт отказался, чем смертельно оскорбил красавицу.
В нартском цикле огненное Колесо Балсага живет на небе и, скатываясь оттуда по склонам гор, сжигает все на своем пути, пока не падает в Черное море. Исследователи считают его олицетворением Солнца, а осетины – символом кармы. Каждому воздастся по заслугам, даже непобедимому герою, чье тело, закаленное в волчьем молоке, крепче булата. Правда, колода с молоком оказалась короткой, поэтому колени Сослана остались уязвимыми.
Скульптура танцора, удерживающего сразу 10 кинжалов, украшает площадку у селения Верхний Згид. Стремительный кавказский танец с кинжалами требует особого мастерства и точности движений и всегда завораживает зрителей. И, пожалуй, это лучший способ показать: каким бы воинственным ни был народ, в конце концов его искусство все переработает и превратит в красоту.
Фото: Vadim Rodnev/Shutterstock/FOTODOM